Главная » Файлы » Мои файлы

Применение метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности
25.03.2014, 18:09

Применение метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности

Каширина Т.М., учитель химии  МКОУ «СОШ  №16» ИМРСК

  1. Введение.
  2. Историческая справка
  3. Понятие «метод проекта»
  4. Типология проектов
  5. Этапы работы над проектом          1.   Введение.

     Современная педагогика рассматривает процесс обучения как двусторонний: преподавание - деятельность учителя, и учение – деятельность учеников. Каждый учитель реализует этот принцип по-своему. Метод проектов как основная технология обучения выбран мною не случайно. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность.

Под проектом (от лат. ргоуесtuз — двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:

  1. разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;
  2. предварительный текст какого-нибудь документа;
  3. замысел, план.

           Термином “проект” объединены, таким образом, как работа по созданию проекта, сам продукт этой работы, так и способы тиражирования этого продукта в других условиях.  

2. Историческая справка.

   Ретроспективный анализ возникновения и развития метода проектов в зарубежной педагогике дал немецкий педагог М. Кнолль в своей статье «300 Jahre lernen am Projekt» («300 лет учимся на проекте»). Появление феномена «проект» относится к XVI веку и связано с попыткой итальянских архитекторов профессионализировать свою деятельность, объявив архитектуру наукой и возведя ее в ранг учебных предметов. В Римской Высшей Школе Искусств (Academia di San Luca) к лекциям по основным наукам был присовокуплен важный элемент — «конкурс». Лучшие студенты получали задания изготовить эскиз церкви, памятника, дворца, в ходе работы над которым они учились самостоятельно и творчески применять полученные знания. С 1702 года конкурс стал постоянным мероприятием учебного года. По своей структуре он полностью соответствовал конкурсу в действительности: задача, которую нужно было решить, срок для ее выполнения, жюри для оценки результатов. Однако в связи с тем, что не предполагалась реализация представленных на конкурс работ, они были названы «progetti» т.е. «эскизы», «планы», «проекты». Таким образом, понятие «проект» в педагогическом контексте впервые встречается в Римской Академии. Из проекта Римской Академии были унаследованы три признака, имеющие неоспоримое значение уже более трехсот лет:

  • Ориентация на учащихся, означающая получение знаний в ходе самостоятельного и ответственного осуществления проекта.
  • Ориентация на действительность, выражающаяся в разработке практической задачи в условиях, близких к реальной жизни.
  • Ориентация на продукт, предусматривающая применение знаний различных областей наук для достижения запланированного результата.

    Проекты под названием “Метод проблем” 80 лет назад начали активно внедряться и в школьную преподавательскую практику. Обычно этот метод связывают с идеями американского философа и педагога Дж. Дьюи, который предлагал строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, соответствующую его личной заинтересованности именно в этом знании. Подробное освещение метод проектов получил в работах американских педагогов У.Х. Килпатрика и Э. Коллингса, которые пытались организовать не просто активную познавательную деятельность учащихся, а деятельность на основе совместного труда, сотрудничества учащихся в процессе работы над проектом.     В 1920-е гг. метод проектов привлек внимание советских педагогов, считавших, что он, обеспечив развитие инициативы и творческой самостоятельности школьников, будет способствовать непосредственной связи между приобретением знаний и умений и применением их в решении практических задач. Более того, сторонники метода проектов (В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев) провозгласили его единственным средством преобразования “школы учебы” в “школу жизни”, где приобретение знаний будет осуществляться на основе и в связи с трудом учащихся. При этом учебные предметы отрицались, систематическое усвоение знаний на уроках под руководством учителя подменялось работой по выполнению заданий проектов, которые часто имели общественную направленность. Темы их говорят сами за себя: “Поможем ликвидировать неграмотность”, “Вред алкоголя” и т.п. Неудивительно, что уровень общеобразовательной подготовки школьников падал, учащиеся приобретали лишь знания и навыки, связанные с выполняемой ими практической работой. Поэтому универсализация метода проектов была осуждена и в дальнейшей практике советской школы этот метод не применялся.     За рубежом (в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии и др.) метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.    В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь в 1980-1990-х гг. в связи с реформированием школьного образования, демократизацией отношений между учителем и учениками, поиском активных форм познавательной деятельности школьников.

  1. Понятие «метод проекта»

Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося -это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социо-культурной среде.  Суть метода проекта – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления. В основе метода проектов лежит развитие познава­тельных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.  Метод проектов всегда ориентирован на са­мостоятельную деятельность учащихся — индивидуаль­ную, парную или групповую, которую учащиеся вы­полняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусмат­ривающей, с одной стороны, использование разнооб­разных методов, средств обучения, а с другой — интег­рирование знаний, умений из различных областей на­уки, техники, технологии, творческих областей. Резуль­таты выполненных проектов должны быть, что называ­ется, «осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конк­ретный результат, готовый к внедрению.

3. Основные требования к использованию метода проектов

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане   проблемы,   требующей   интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значи­мость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, группо­вая) деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  5. Использование исследовательских методов: определе­ние проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

      Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может фор­мулироваться специалистами органов образования в рам­ках утвержденных программ. В других — выдвигаться учи­телями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих, тематика проектов мо­жет предлагаться и самими учащимися, которые, есте­ственно, ориентируются при этом на собственные интере­сы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. Тематика проектов может касаться какого-то теорети­ческого вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, диффе­ренцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы про­ектов относятся к какому-то практическому вопросу, ак­туальному для практической жизни и вместе с тем тре­бующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышле­ния, исследовательских навыков.  Таким образом, достигается вполне естественная ин­теграция знаний. Результаты проектов должны быть материальны, т.е. соответственно оформлены.

4. Типология проектов

     В основу типологизации проектов кладутся следующие признаки: доминирующая в проекте деятельность, предметно-содержательная область проекта, характер координации проекта, характер контактов, количество участников проекта, продолжительность проекта. Одна из возможных типологизаций проектов строиться по следующим критериям:

  1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
  2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
  3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
  4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
  5. Количество участников проекта.
  6. Продолжительность проекта.

В соответствии с первым признаком — доминирующего метода — различают следующие типы проектов.

Исследовательские               

    Такие проекты требуют хорошо продуманной струк­туры, обозначенных целей, актуальности предмета ис­следования для всех участников, социальной значимо­сти, продуманных методов, в том числе эксперимен­тальных, опытных работ, методов обработки результа­тов. Такие проекты полностью подчинены логике ис­следования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным ис­следованием: аргументация актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследова­ния, его предмета и объекта, обозначение задач иссле­дования в последовательности принятой логики, опре­деление методов исследования, источников информа­ции, определение методологии исследования, выдви­жение гипотез решения обозначенной проблемы, оп­ределение путей ее решения, в том числе эксперимен­тальных, опытных, обсуждение полученных результа­тов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход иссле­дования.

Творческие

  Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности уча­стников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочине­нии, видеофильме, драматизации, спортивной игре, празднике, экспедиции и др.). Однако оформление ре­зультатов проекта требует четко продуманной структу­ры в виде сценария видеофильма, драматизации, про­граммы праздника и пр., плана сочинения, статьи, ре­портажа и пр., дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.п.

Приключенческие игровые

     В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть ли­тературные персонажи или выдуманные герои, имити­рующие социальные или деловые отношения, осложня­емые придуманными участниками ситуациями. Резуль­таты таких проектов могут намечаться в начале проек­та, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая.

Информационные проекты

     Этот тип проектов изначально направлен на сбор ин­формации о каком-то объекте, явлении, на ознакомле­ние участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследователь­ские, требуют хорошо продуманной структуры, возмож­ности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Практико-ориентированные

      Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структу­ры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выходов и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координаци­онной работы в плане поэтапных обсуждений, корректи­ровки совместных и индивидуальных усилий, в органи­зации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систе­матической внешней оценки проекта.

Интернет – проекты

     Телекоммуникационный образовательный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата и организованная на основе компьютерной телекоммуникации.Телекоммуникационные образовательные проекты, в отличие от проектов, проводимых в рамках одного учреждения, всегда межпредметны.

По количеству участников проектов можно выделить три типа проектов.                                

Личностные (между двумя партнерами, находящими­ся в разных школах, регионах, странах).

Парные (между парами участников).

Групповые (между группами участников).

По признаку продолжительности проведения проекты различаются по следующим типам:

Краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные.

Средней продолжительности (от недели до месяца).

Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

      Что касается проек­тов средней и долгосрочной продолжительности, то такие проекты являются междис­циплинарными и содержат достаточно крупную про­блему или несколько взаимосвязанных проблем, и тог­да они представляют собой программу проектов. Такие проекты, как правило, проводятся во внеурочное время. Разумеется, в практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеют­ся признаки исследовательских проектов и творческих. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характер­ные особенности каждого из них.

5.  Этапы работы над проектом

     Наиболее удобными и эффективными, на мой взгляд, являются следующие этапы проектной деятельности:

  1. Знакомство с методами и формами научных исследований
  2. Определение актуальности работы, цели, задач и материала исследования
  3. История вопроса
  4. Сбор материала для исследования
  5. Обработка материала
  6. Написание черновика работы
  7. Рецензия работы учителем
  8. Подготовка иллюстрационного материала
  9. Подготовка к оппонированию по проблеме исследования
  10. Защита работы

Роль учителя в проектной деятельности:

  • помогает ученикам в поиске источников, определении методик исследований
  • сам является источником информации
  • координирует весь процесс
  • поддерживает и поощряет учеников

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: himiya135 | Теги: метод проектов, этапы работы над проектом, типология проектов
Просмотров: 2204 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]